создать свой клан и тартан

Главная » создать свой клан и тартан

STA ref: 7254
STWR ref: none
Designer: Wilton, Brian
Tartan date: 01/06/2007
Registration date: This tartan was recorded prior to the launch of The Scottish Register of Tartans.
Category: District
   
Restrictions:  
   
Registration notes: Commissioned by the Russian Consul General in Edinburgh and gifted to the Russian people by the Scottish Tartans Authority. The Russo-Scottish tartan is based on two of Russia's most iconic figures - the poet and dissident Mikhail Yuryevich Lermontov (1814-1841) and Field Marshall and Prince of the Russian Empire Michael Barclay de Tolly (1757-1818) both of whom were descendants of Scots. The red on green is taken directly from the Barclay tartan and the white on blue celebrates the cross of St Andrew - the patron saint of both Russia and Scotland. The gold and the number of white lines - three - are taken from the Lermontov tartan, the very first Russian family tartan ever designed. The red white and blue are from the Russian flag and the gold and black are from the State Arms of Russia. The two Russo-Scottish dynasties were further connected in 1841 when a Doctor Ivan Barclay of Piatigorsk signed the death certificate of Mikhail Lermontov who was tragically killed in a duel.
   
   
   
   
   
   
   
  Tartan image: Russian Scottish. Click on this image to see a more detailed version.

Click on the image above to see a more detailed version.
Would you like to request threadcount information for this tartan? click here to find out how


Notes on tartans existing prior to the introduction of the Register…

1) For tartans existing prior to the introduction of the Register, the numbering system allocated by the Scottish Tartans Authority (STA) has been used. Where relevant, the Scottish Tartans World Register (STWR) reference numbers are listed for information purposes.

2) Not all pre-existing tartans included in the Register were recognised by the STA.

3) The registration criteria applied by the Register is different from the criteria applied previously by the STA and the STWR. Please refer to the STA and STWR websites for details

 

 

STA ref: 3982
STWR ref: 2883
Designer: Gillespie, John
Tartan date: 01/01/2001
Registration date: This tartan was recorded prior to the launch of The Scottish Register of Tartans.
Category: Commemorative
   
Restrictions:  
   
Registration notes: Designed by John Gillespie of Johnstons of Elgin. Colours: Blue - after Madonna's early 'True Blue' album; yellow - after her 'Blonde Ambition' tour; pearl white - after 'Like A Virgin'; purple - to represent Scottish heather. A three line over-check echoes the style of the Ritchie tartan, and elements of the New York City Fire Brigade, the America St Andrews Bicentennial and the Sutherland tartans are all incorporated in the new design. Woven by Johnstons of Elgin. Original count was half of the one shown here and gave a sett size of 2 inches (50cms). What appears to be black is in fact navy blue. Originally named the Madonna tartan and produced to thank her for marrying Guy Ritchie at Dornoch Cathedral and Skibo Castle in 2001.
   
Information notes: Woven sample held by the Scottish Tartans Authority.
   
   
   
   
   
  Tartan image: Romantic Scotland (Madonna). Click on this image to see a more detailed version.

Click on the image above to see a more detailed version.
Would you like to request threadcount information for this tartan? click here to find out how

О тартане.

Как создать свой клан
В мировом регистре тартанов Scottish Tartans World Register зафиксировано более 3300 образцов, принадлежащих семьям, городам, организациям и целым странам. В шотландском Scottish Register of Tartans их еще больше — 6076. Такая разница объясняется просто: шотландский регистр, в отличие от мирового, продолжает регистрировать новые тартаны по сей день. При желании любой человек, даже если он не шотландец и живет за границей страны, может придумать и зарегистрировать свой тартан ), то есть в каком-то смысле создать новый клан.

 

В последние несколько лет во всем мире и, в частности, в нашей стране, стала очень популярной клетчатая ткань различной окраски. Большинство наших соотечественников знают ее под названием «Шотландка» (люди, интересующиеся шотландской культурой, знают, что Шотландская клетчатая ткань называется «тартан»).

Шотландку можно увидеть повсюду: скатерти и клеенки, юбки и блузы, наволочки, носовые платки, пледы…

Но всякая ли «шотландка» настоящая?  Казалось бы, такой детский вопрос с точки зрения «непосвященного» человека, тем не менее, рано или поздно возникает, когда начинаешь хоть немного интересоваться Шотландией.

Особенно остро этот вопрос стоит перед теми, кто занимается шотландской культурой: исторической реконструкцией, музыкой, танцами, литературой и т.д. Ведь если занимаешься любимым делом, хочется делать все качественно и красиво.

Как известно, тартан - неотъемлемая часть шотландской культуры, один из наиболее ярких и общепринятых символов. Во всем мире цветная клетчатая ткань четко ассоциируется с Шотландией,- едва ли не сильнее, чем, например, чертополох или виски.

Неудивительно, что сами шотландцы уделяют тартанам столько внимания. Опубликовано множество литературы по истории тартана, организовано Scottish Tartan Society, занимающееся вопросами истории тартана, регистрацией и дизайном новых тартанов, периодическими изданиями, посвященными новым тартанам.

 

Сейчас есть несколько типов тартанов: универсальные(Universal tartans), клановые(Clan/Family tartans)- особый вид тартанов, генеалогическое право на который имеют определенные кланы, территориальные (District tartans), для охоты (Hunting), торговые (Trade), именные (Name), а также дамские (Dress).

Многие компании также заказывают свой корпоративный тартан:  Danzas(UK), Illinois St Andrews Society(США), Glenbarr(Австралия) и многие другие.

 

История клетки.

 

Практически невозможно установить, что является первым упоминанием о тартане в литературе: ранние источники содержат достаточно скудные и неопределенные данные на этот счет. Кроме того, слово tartan – английское, а на гэльском тартан называется breacan. И как раз первое упоминание именно английского слова (tartan) точно известно: в свитках Казначейства за август 1538 года одна из статей расходов - это тартан для королевских нужд.

Некоторые исследователи приводят и другие источники, в которых употребляется выражение, которое в контексте источника можно перевести как Tartan trews (списки расходов Jonh, Lord of the Isles 1355 год).

Конечно, есть и более ранние упоминания клетчатой ткани без термина «тартан», есть и спорные моменты, двусмысленности. Но все это представляет чисто исторический интерес и никакого практического значения не имеет. Поэтому не стоит уделять этому вопросу чересчур много времени.

 

Скорее всего, изначально не было строгих правил построения тартана, каждая ткачиха (тартан ткался, конечно, женщинами) использовала свое сочетание нитей. Можно даже предположить, что у каждой местности появились наиболее употребляемые в ней тартаны. В пользу этого говорит то, что для окраски нитей использовались растительные красители, и определенные цвета нитей могли быть следствием произрастания в данной местности определенных растений. Таким образом, образовались «территориальные тартаны», то есть, District Tartans.

Затем, когда окончательно сформировалась клановая система и между кланами была более-менее определенно поделена территория страны, District tartans достаточно органично преобразовались в клановые тартаны. Клан, осевший на какой-либо территории, просто принимал наиболее характерный для нее тартан.

 

Как же устроен тартан?

Сначала на  ткацком станке формируется основа, то есть набор разноцветных продольных нитей (wrap), которые затем будут переплетены поперечными нитями (уток, weft). Основа состоит из повторяющихся последовательностей нитей (sett), которые заполняют всю ширину основы. Место, где заканчивается один sett и начинается следующий, называется pivot (ось, центр). Есть два способа повторения этих «составных элементов»: повторение нитей в том же порядке, и отражение. Соответственно, в зависимости от способа повторения, образуются симметричные и асимметричные тартаны.

 

Каждая продольная нить пересекает каждую поперечную нить под прямым углом. Когда пересекаются нити одного цвета, в результате получается гладкая зона этого цвета. Если пересекаются нити разных цветов, образуется зона смешанных в равной пропорции цветов.

 

Теперь мы можем рассмотреть еще один вопрос: всякая ли клетчатая ткань может быть тартаном? Очевидно, что до момента внесения в Шотландский Реестр Тартанов (The Scottish Register of Tartans), клетчатая ткань официально не будет считаться тартаном. Но  можно предположить, что есть еще один момент: любой тартан, занесенный в Scottish Register of Tartans (а ранее- в The Scottish Tartan World Register) может быть представлен в виде последовательности цветных нитей, которая, повторяясь, составляет основу тартана (threadcount information). Таким образом, клетчатая ткань, в которой нельзя выделить таких повторяющихся участков, тартаном являться не будет.

В подтверждение стоит упомянуть определение тартана, принятое в Акте Шотландского Реестра Тартанов в 2008 году, в котором говорится, что тартан - это дизайн ткани, который может быть воссоздан (соткан) из двух или более разноцветных нитей, которые располагаются вертикально и горизонтально, образуя повторяющийся клетчатый рисунок

Проще говоря, настоящий тартан должен быть симметричным относительно диагонали.

Для наглядности приведем пример.

 

На рисунке внизу - не тартан, а просто клетчатая ткань. Обратите внимание: белые полосы идут только по горизонтали, а по вертикали - две желтых. Соответственно, такой рисунок нельзя получить, применяя одну последовательность нитей для вертикали и горизонтали.

 

 

Рис 4. Это не тартан.

 

 

А на этом рисунке представлен настоящий тартан: он симметричен по диагонали и состоит из повторяющихся участков.

 

 

Рис5. Тартан.

 

При просмотре каталогов тартанов очень часто можно увидеть еще один критерий классификации тартанов: ancient(старинный) и modern(современный). Это разделение связано с технологией окраски нитей, из которых изготавливается ткань. Дело в том, что при использовании растительных красителей (vegetable dyeing) получаются спокойные, почти пастельные тона. В современном текстильном производстве используются синтетические красители, что делает цвета более яркими и насыщенными. Следует отметить, что не всегда тартан красивее в варианте modern. Зачастую более спокойный ancient вариант смотрится выгоднее, аристократичнее.

 

Ну и, наконец, самый актуальный и практически значимый для нас вопрос:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Play Now